Жанры по целевой аудитории: Кодомо, полностью: кодомомукэ манга и кодомомукэ аниме - манга и аниме, предназначенные для детей (до 12 лет). Отличительная особенность этого жанра - в его «детскости», идейное наполнение при этом отсутствует или сильно упрощено. Сюда же можно добавить характерную прорисовку. Не редко кодомо-аниме очень близко к европейской или американской анимационной школе и сильно отличается от других видов аниме не только по прорисовке, но и по построению сериала. Более того, на превый взгляд не опытный человек вряд ли отличит работу японских аниматоров от других работ того же плана. Но если мультсериал такого рода создан в Японии, его как и остальную японскую анимацию принято считать разновидностью аниме. Кодомо как правило рисуется без проявлений жесткости и грубости и несёт развлекательный характер. Примерами таких работ являются «Кэнди-Кэнди», «Пчёлка Майя», «Лулу - ангел цветов», «Грендайзер», «Гонщик Спиди».
Сёнэн - аниме для мальчиков и юношей (с 12 до 16-18 лет). Основные признаки жанра: быстро развивающейся сюжет и его ярко выраженная динамика (особенно в сравнении с сёдзё). Такие произведения содержат большое количество юмористических сцен, основываются на темах: крепкой мужской дружбы, различного соперничества в жизни, спорте или в боевых искусствах (например, Dragon Ball Z, Rurouni Kenshin). Девушки и женщины в сёнэн аниме часто изображаются преувеличенно красивыми и сексуальными, такое гипертрофирование служит для наилучшего проявления мужественности главных героев. Как вариант, множество красивых девушек стараются привлечь внимание одного героя (Tenchi Muyo!, Love Hina). Поджанрами жанра сёнэн являются сэнтай, рассказывающий о приключениях небольшой постоянной команды персонажей (традиционно из 5 человек), борющихся с кем-либо или с чем-либо; спокон, повествующий о юных спортсменах, добивающихся успеха путём воспитания в себе воли к победе; гарем, в котором персонаж мужского пола оказывается окружён большим количеством женщин. Для юношей более старшего возраста (например, студентов) существует отдельный жанр «сэйнэн».
Сёдзё - аниме и манга для девочек и девушек (с 12 до 16-18 лет). Сюжет сёдзё аниме, как правило, наполнен любовными отношениями разной степени близости, в зависимости от возраста целевой аудитории, развитие образов персонажей играет большую роль в этом виде аниме. В качестве характерных элементов можно отметить: преувеличенная условность рисунка (гротеско-юмористическая) или же, наоборот, утончённо-романтическая. Герои мужского пола выделяются внешними данными (Weiss Kreuz). Поджанром сёдзё является махо-сёдзё, рассказывающий о приключениях девочек, наделённых магической силой (например, «Сейлор Мун»). Реже встречается гарем, когда одна девушка окружена парнями.
Сэйнэн - аниме или манга для мужчин (от 18 до 25-40 лет). Характерными особеннастями этого жанра являются элементы психологии, сатиры, эротики, больше внимания уделяется развитию персонажей. Сэйнэн иногда путают с сёдзё, однако произведения в этом жанре реалистичнее и мрачнее (Maison Ikkoku, Ghost in the Shell), а сюжет не завязан на романтической истории (Monster). В редких случаях аниме или манга в жанре сэйнэн нацелены на бизнесменов в возрасте более 35-40 лет.
Дзёсэй - аниме или манга для женщин. Сюжет в большинстве случаев описывает повседневную жизнь женщины, живущей в Японии. С самого начала, часть повествования отводится под события из школьной жизни главной героини (именно в это время она знакомится с другими действующими лицами и происходит завязка сюжета). Стиль рисовки используемый в дзёсэе несколько более реалистичен чем в сёдзё, но всё же сохраняет в себе его характерные особенности. В отличие от сёдзе, любовные отношения изображены в дзёсэе значительно более подробно (Paradise Kiss, Honey and Clover).
Жанры по антуражу и технологиям:
Меха - сложные механизмы, как правило, самодвижущиеся, не имеющие реальных аналогов. Как правило этим термином обозначают «гигантских боевых человекоподобных роботов», огромные человекоуправляемые боевые машины(Прим. Реже - биологические. Используются, например, в Xam'd: Lost Memories). Жанр «меха» характеризуется активным использованием таких роботов.
Киберпанк - мир будущего, в котором жизнь полностью определяют компьютерные технологии. Картины будущего при этом представляются мрачными и антиутопическими.
Паропанк/Стимпанк (от англ. steampunk) - жанр аниме, рассказывающий об альтернативных нашему мирах, находящихся на уровне технического развития, соответствующему Европе конца XIX века. Этот период характеризуется началом революции технических средств передвижения - появление дирижаблей, аэропланов, паровозов, пароходов. Техника, однако, все ещё воспринимается простыми людьми не как нечто привычное и банальное, а как нечто чудесное и, зачастую, демоническое. Паропанк возник как альтернатива киберпанку. Если киберпанк обычно основывается на футуристической эстетике, то паропанк - на эстетике ретро.
Фэнтези - аниме, рассказывающее о мирах, в которых правит не технология (как в НФ), а «меч и магия». В фэнтези часто встречаются не только люди, но и разнообразные мифологические существа - эльфы, гномы, драконы, оборотни, люди-кошки, а также боги и демоны.
Научная фантастика (НФ) - аниме, действие которого связано с существованием и использованием техники, не существовавшей на момент создания этого аниме (межзвёздных космических кораблей, бластеров и т. д.) Как правило НФ-аниме рассказывает возможную историю будущего человечества, в большей степени его сюжеты связаны с контактами с пришельцами.
Апокалиптика - разновидность аниме, повествующее о наступлении Конца Света.
Постапокалиптика - разновидность аниме, повествующее о жизни после глобальной катастрофы - Конца Света.
Романтика - жанр аниме, повествующий о любовных переживаниях.
Мистика - жанр аниме, рассказывающий о сверхъестественных силах и потустороннем мире.
Повседневность - аниме, повествующее о жизни простых обывателей.
Прочие жанры:
Самурайский боевик - жанр исторического сёнэн-аниме о жизни самурая и команды его друзей.
Боевые искусства - жанр аниме, сюжет которого связан с противостоянием мастеров различных боевых искусств.
Добуцу - аниме о человекоподобных «пушистых» существах. Происходит от японского слова «добуцу» (doubutsu), что означает «животное». К добуцу относится аниме с существами - «нэко» (кошачьи), - «кицунэ» (лисьи), - «усаги» (заячьи) и пр.
Идолы - аниме, действие которого связано с поп-звездами и музыкальным бизнесом.
Отаку - разновидность аниме, содержащая ссылки на жизнь и деятельность отаку.
Хентай/Этти - порнографическое или эротическое аниме или манга соответственно. Произведения также могут находиться на стыке между хентаем и другими жанрами и иметь достаточно проработанный сюжет(«Кайт - девочка-убийца»).
Яой - жанр хентай-аниме, описывающий мужские гомосексуальные отношения, обычно предназначен для женщин и девушек.
Юри - жанр хентай-аниме, описывающий женские лесбийские отношения, обычно предназначен для мужской половины.
Сётакон - жанр хентай-аниме, описывающий сексуальные отношения, в которых участвуют юноши младшего школьного и дошкольного возраста.
Лоликон - жанр хентай-аниме, описывающий сексуальные отношения, в которых участвуют маленькие девочки.
Сёдзё-ай - жанр аниме, описывающий любовь девушки к девушке. Отличается от юри отсутствием откровенных сцен.
Сёнэн-ай - жанр аниме, описывающий любовь юноши к юноше. Отличается от яоя отсутствием откровенных сцен.
Каваий - аниме с ярко выраженным упором на нечто очень милое. В одних случаях это связано с действиями кого-то, нуждающегося в защите, ласке и заботе (и/или опекающих его людей), в других же персонажам просто придаётся специфическая внешность и манера поведения. Как правило, этот жанр смешивается с каким-либо другим, например с драмой, школьной историей и пр.
Психологический триллер - жанр аниме, описывающий злоключения человеческой души. Попадая в тяжелые ситуации, герои таких аниме переживают сложные и непредсказуемые психологические изменения.
Парапсихология - жанр аниме, действие которого связано с парапсихическими силами (телепатия, телекинез, гипноз).
Социальный фильм - Аниме, рассматривающее актуальные общественные проблемы современности. Нечистые на руку политики, коррумпированные чиновники, лидеры профсоюзов и невыплаченная зарплата составляет главную сюжетную интригу социальных фильмов.
Драма - достаточно редкий для аниме жанр драматически-трагического повествования. Основной признак - отсутствие выраженного "хэппи-энда".
Комедия - разновидность аниме, главное для которого - юмор: пародии, комедии положений, словесные и трюковые шутки.
История - разновидность аниме, действие которого связано с теми или иными реальными историческими событиями.
Путешествие между мирами - разновидность аниме, в котором главный герой или герои перемещаются между параллельными мирами, обычно - между миром современной Японии и фэнтези-миром.
Мыльная опера - жанр романтического сёдзё-аниме, концентрирующийся на изложении сложных и запутанных любовных историй.
Школьная мыльная опера - разновидность мыльной оперы, описывающая любовные истории школьников.