[ Вход · Новые сообщения · Участники · Поиск ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Аниме » Информация » Японские боевые искусства
Японские боевые искусства
kwon Дата: Среда, 09.03.2011, 10:13:33 | Сообщение # 1
kwon
Мандаринность: %
~Широкое разнообразие боевых исскуств~

Японские боевые искусства можно разделить на две большие группы: древние приёмы будзюцу, передававшиеся из поколения в поколение в течение многих веков, и современные будо, которыми занимаются в спортивных целях. Давайте рассмотрим некоторые боевые искусства каждой из этих групп.

Будо сегодня:

~Кэндо

Кэндо — это также соревновательный вид спорта. Бамбуковым "мечом" (синай), длина которого не более 118 см, соперники наносят друг другу удары в определённые области, за что начисляются очки.

Используется четыре типа защитных приспособлений — мэн (маска), до (нагрудник), два котз (защитные приспособления для рук), и тарэ (набедренное защитное приспособление).

Подобно фехтованию в Европе, древнее японское искусство владения мечом сегодня продолжает жить. превратившись в спорт. Фехтовальщики держат рапиру в одной руке, тогда как в кэндо, как правило, обе руки удерживают синий. Кэндо столь же популярно в Японии, как и дзюдо, им занимаются примерно два миллиона человек. Как и дзюдо, ему обучают в школе. Им нередко нанимаются во внеурочное время.

Международная федерация кэндо была основана в 1970 году, и сейчас за пределами Японии кэндо занимаются около восьми миллионов человек.


Защитные приспособления для кэндо (слева направо: котэ, до, тарэ, мэн) и бамбуковый синай.

~Дзюдо


В 1882 году Кано Дзигоро разработал дзюдо на основе древнего искусства дзюдзюцу. Дзюдо - форма борьбы без оружия, победы в которой можно добиться, например, бросив соперника, прижав его на лопатки, поймав на удержании или болевом приёме. Самое большое отличие дзюдо от дзюдзюцу состоит в том, что в дзюдзюцу допускаются толчки и удары кулаками и ногами, тогда как в дзюдо они запрещены как опасные действия.

Дзюдо стало олимпийским видом спорта в 1964 году, как раз к Олимпийским играм 1964 года в Токио. В Японии около 1,5 миллионов людей имеют разряд дан по дзюдо, а всего в мире дзюдо занимаются более 20 миллионов людей.

~Сёриндзи Кэмпо

Со Митиоми изучил боевые приёмы, изобретённые воинами-монахами китайского дзэн-буддийского храма Шаолинь-сы, а потом, после Второй мировой войны, развил эти приёмы в новый вид боевого искусства. Применяются сложные приёмы, объединяющие удар ногой и толчок. На тренировках используются защитные приспособления, часто применяются ответные контрприёмы.

На соревнованиях спортсмены носят одеяния дзэн-буддийских монахов (поскольку эта практика считается частью подготовки дзэн), и только демонстрируют формы ката. Сёриндзи Кэмпо занимаются примерно 1.3 миллиона японцев и 150 тысяч людей в других странах.

~Айкидо

Уэсиба Морихэй систематизировал айкидо в 1922 году, опирясь на дайто айки, одну из систем дзюдзюцу.

Цель - отразить нападение, используя собственную силу нападающего. Многие приему очень сложны и включают захват кисти, плеча или другого сустава соперника в замок на противоходе с последующим броском или прижатием на лопатки.

Такие приемы могут быть опасны, поэтому на тренировках они отрабатываются в предписанном порядке.

Соревнования проводятся редко. Айкидо пользуется популярностью у женщин и пожилых людей, так как это искусство защиты не требует большой силы.

Около 600 тысяч человек занимаются им в Японии, а за границей у него есть еще 1.2 миллиона последователей.

~Каратэ

В каратэ есть приёмы нападения и приёмы защиты. Приёмы нападения включают выпады кистью, кулаком и ногой, а также удары руками и ногами. Их отражают приёмами защиты. Соревнования проводятся либо как серия форм ката, демонстрирующих различные приёмы, либо как свободный спарринг. В некоторых школах каратэ совсем не практикуется ката.

Каратэ зародилось как стиль китайского бокса, а на японской земле получило развитие на Окинаве. Вплоть до новейшего времени им занимались только на Окинаве, потом после реставрации Мэйдзи (1868 г.) оно распространилось по всей Японии, а потом, после Второй мировой войны и в других странах.

У каратэ более 3 миллионов последователей в Японии и ещё 30 миллионов во всём мире.

~Нагината (владение алебардой)

Нагината представляет собой удлинённое оружие с закруглённым лезвием на конце. Когда-то оно использовалась на войне, потом в эпоху Эдо (1603-1867 гг.) им пользовались для самозащиты женщины из класса самураев, и считалось, что этому боевому искусству им полагается научиться. Сегодня им занимаются в основном женщины.

Около 55 тысяч людей имеют разряд по этому виду спорта. Есть два вида соревнований: в одном участники, набирая очки, наносят удары по участкам тела соперника, защищенными маской, рукавицам, нагрудником, набедренником и наголенниками, а в другом в предписанном порядке выполняется ряд форм ката.

Длина нагината, используемых на соревнованиях, примерно 215-225 см. На соревнованиях к концу прикрепляется лезвие из бамбука, а при демонстрациях ката — из дуба.

~Ниппон Кэмпо

В 1932 г. Саваяма Мунэоми, исходя из древних приёмов дзюдзюцу, систематизировал их в современном Ниппон Кэмпо.

Удары дзюдзюцу (кулаками и ногами), броски, замки на противоходе и удержания были бы опасны без защитных приспособлений. Но с такими приспособлениями, как маска, нагрудник, рукавицы и набедренник, "соперники" на тренировках могут вступать в бой.

Поскольку Ниппон Кэмпо самое боевое изо всех современных японских боевых искусств, оно используется при подготовке к борьбе без оружия личного состава японской полиции и сил самообороны. Некоторые мастера стали чемпионами мира по боксу или кик-боксингу.

У Ниппон Кэмпо около 500 тысяч последователей. За пределами Японии оно известно как "японское воинское искусство".

~Кюдо (стрельба из лука)

Кюдо, или японская стрельба из лука, соревнования по которой проводились уже в эпоху Камакура (1192-1333 гг.), было первым боевым искусством Японии, превратившимся в спорт, хотя правила в те дни и были иными. После появления артиллерии и стрелкового оружия военные потеряли интерес к луку и стрелам, но стрельба из лука осталась тем умением, овладение которым было необходимо самураю. Постепенно оно стало спортивным состязанием.

Длина бамбукового лука, используемого сегодня, порядка 215-230 см. Оперённые стрелы пускают в мишень, расположенную в 28 или в 50-90 метрах от стрелка, и ведут подсчёт набранных очков. Положение тела очень важно, и лучники плавно сливают свои движения воедино, когда стоят, сидят или натягивают лук.

Примерно 150 тысяч человек в Японии имеют разряд по кюдо.

Древние будзюцу:

~Баттодзюцу (обнажение меча)

Иначе называется иайдзюцу.

Одно из обычных движений кэндзюцу состояло в том, чтобы молниеносно вытянуть меч из ножен и взмахнуть им в режущем движении. Этот прием отрабатывался многими школами, например, Хаясидзаки мусо-рю, развившейся в период гражданской смуты. Такие школы все еще существуют, и школы кэндзюцу также обучают этому виду обнажения меча.

В практике сегодняшнего дня настоящим мечом перерубают точно пополам связку соломы и кусок бамбука, или же выполняют мечом серии плавных движений. Говорят, мастера могут перерубить пополам железный шлем.

Приблизительное число занимающихся: 10 - 20 тысяч человек

~Дзедзюцу (трость)

Круглая трость делается из белого дуба, ее длина около 128 см. Ею делают выпады, как копьем, боковые взмахи по ногам, как нагината, или наносят удары, как мечом. Она развилась в эпоху Эдо как способ обороняться от соперника, вооруженного мечом или иным оружием, не раня его смертельно.

Хорошо известна школа Синдомусо-рю, которая все еще существует в префектуре Фукуока, у нее, несомненно, наиболее число поклонников.

Из всех древних будзюцу наиболее популярным является дзедзюцу. Полиция, с некоторыми модификациями, приняла на вооружение стиль владения тростью Синдомусо-рю

Приблизительное число занимающихся: 30 тысяч человек

~Кэндзюцу (искусство владения холодным оружием)

Кэндзюцу или японское искусство владения мечом зародилось около 1200 лет тому назад с появлением класса воинов.

В эпоху Эдо существовало более 300 стилей кэндзюцу. У одного из них, Касимасин-рю, сегодня почти тысяча последователей, им также занимаются в заокеанских додзе. Многие стили уже исчезли.

Законодательством Японии запрещено владеть японским мечом как оружием, поэтому для тренировок используются дубовые или бамбуковые мечи длиной около метра. Некоторые бамбуковые мечи покрывают кожей.

~Содзюцу (копье)

Копье было главным оружием, использовавшимся на полях битв в Японии до того, как в конце периода гражданской смуты обычным орудием войны стала артиллерия.

Копьем делают выпады, наносят фронтальные и боковые удары. Самураям полагалось изучать искусство владения копьем, наряду с кэндзюцу, искусством владения мечом.

Содзюцу все еще существует в таких стилях, как Ходзоин-рю, Сабури-рю, Касимасин-рю и Каторисиндо-рю. Вид копья зависит от школы: копье Касимасин-рю - имитация настоящего копья, его длина около 225 см, оно сделано из белого дуба, с наконечником из ткани.

Число занимающихся: менее тысячи человек.

~Бодзюцу (посох)

Длинные палки, некоторые из дуба, некоторые с железным наконечником, или полностью сделанные из железа прутья, использовались в Японии в качестве оружия еще в 1150 году.

В эпоху Эдо у самураев, которые служили охранниками замков или стражами порядка в городах, были дубовые палки длиной примерно 180 см. Палками пользовались и крестьяне для самозащиты.

Бодзюцу сегодня занимаются в ряде школ, но оно не столь популярно, как дзедзюцу, где используется сходное орудие.

Число занимающихся: несколько тысяч человек.

~Дзюдзюцу (схватка без оружия)

Иначе называется тайдзюцу, копподзюцу и явара. Правила разрешают пользоваться в поединке только собственным телом.

Применяется целый ряд приемов нападения, особенно маневры суставами (например, удары руками, выпады телом и удары ногами), броски, удержания, болевые приемы и прижим на лопатки. Отрабатываются и приемы защиты от вооруженного соперника.

В эпоху Эдо дзюдзюцу занимались вооруженные самураи и другие классы, которым не разрешалось носить оружие. После реставрации Мейдзи в ходе эволюции дзюдзюцу возникли дзюдо, айкидо, Ниппон Кэмпо и другие боевые искусства, которые потом почти полностью исчезли. Но дзюдзюцу все-таки живет благодаря деятельности некоторых школ, где занимаются древними будзюцу.

Число занимающихся: 10 - 20 тысяч человек.

~Кусаригамадзюцу (серп с цепью)

Кусаригама (серп с цепью) - это уникальное японское оружие, корни которого возникли в сельском хозяйстве. Форма меняется от школы к школе. Самая распространенная - обоюдоострый серп с цепью длиной 2-5 метра, прикрепленной к ручке. На другом конце цепи есть груз, которым можно сковать движения соперника или спутать его меч. Лезвие серпа выполняет наступательную функцию.

Сегодня орудие, по форме напоминающее кусаригама, используется для отработки традиционных форм ката. Если не считать немногих энтузиастов других дисциплин, таких как кэндзюцу, дзюдзюцу и дзедзюцу, серп с цепью большого интереса не вызывает.

Деревянный кусаригама, используемый для упражнений

~Дзиттэдзюцу (жезл)

Дзиттэ - это железная дубинка длиной от 24 до 90 см. с прикрепленным к ней шишковатым крюком. Крюк использовался как средство защиты для отражения ударов меча и как средство нападения, чтобы толкнуть, ударить или прижать соперника.

Первоначально это орудие предназначалось для рассечения железного шлема: его носили охранники самураев, производя аресты. Все еще существует ряд стилей, например, Иккаку-рю Дзиттэ, но привлекают они немногих.

Железный дзиттэ

~Движения, спецефические для боевых искусств~
По существу традиционная японская одежда представляет собой прямоугольные холсты, сшитые вместе, обёрнутые вокруг тела и удерживаемые верёвками и поясом оби. Чтобы одежда не распускалась, люди избегали резких телодвижений. Эта плавность и стала основой движений, характерных для японских боевых искусств. Этим объясняется и скупость движений руками при ходьбе у японцев прошлых лет.В современных видах спорта, в борьбе, тело поворачивается и изгибается так, что одна часть тела, например, ступни ног, бёдра или плечи, используется в качестве неподвижного центра вращения. В японских боевых искусствах движения тела несколько иные, они больше напоминают сворачивающий в сторону косяк рыбы при резком изменении направления движения. Боец смещает руки, спину, бёдра, ноги и вообще любые участки тела единым, совершаемым в доли секунды движением Именно это движение с поворотом и позволяет сбить с ног того, кто больше и сильнее, прежде чем он сможет воспользоваться своим преимуществом в силе.Когда мы стоим, все наши движения, в конечном счете, подчинены задаче удержаться на ногах. Таким образом, если вы можете двигаться трудно предсказуемым образом, и если ваши действия быстрее, чем реакция соперника на них, вы можете одолеть его, даже если вам недостаёт физической силы. Лтобы достичь такой ловкости, занимаются японским фехтованием (кэндзюцу), овладевают мечом (баттодзюцу), приёмами борьбы без оружия (тайдзюцу), манипулируют короткими палками (дзёдзюцу), метают кинжал (сюрикэндзюцу) и упражняются в других видах боевых искусств. Что интересно, эти древние движения изучают сегодня и те, кто хочет добиться успеха в современных видах спорта, таких как баскетбол или регби

~Искусство боевого веера~


В Японии веера использовали представители самых различных общественных классов и для самых различных дел: в театральных постановках и танцах, поэзии и светской жизни, а также при веянии риса или пшеницы. Также веер использовался и в качестве смертельного боевого оружия, причём таковое использование веера впервые появилось именно в Японии, и ни в какой более стране мира.


Веера для личного пользования имеют древнюю историю, начало которой покрыто туманом, и подразделяются на две группы:

- жёсткий, как правило округлый веер с продолговатой ручкой (утива, или дансэн);
- складной веер, по форме напоминающий сектор диска (оги, или сэнсу).

Утива упоминаются в самых древних хрониках японцев и их происхождение можно вывести из придворного обычая носить с собой маленькую плоскую палочку (саку) из дерева или слоновой кости, которую упирали в нижнюю часть груди под небольшим углом, поддерживая таким образом осанку и придавая ей величие. Как видно из истории, утива с успехом пришёл на замену саку.

[cut]

Складной веер многие учёные считают истинно японским изобретением, несмотря на неясность и неточность сведений о его происхождении. Это связано с тем, что в хрониках уже упоминавшейся выше китайской династии Сун есть сведения о «японских веерах», причём речь идёт именно о таком типе веера, как оги. Это может послужить доказательством, что древние китайцы не имели к складным веерам никакого отношения, несмотря на то, что поздние конфуцианцы, преклоняясь перед китайской культурой, приписывали оги именно китайское происхождение.

Веера складного типа стали особенно популярны при дворе и являлись личными знаками отличия, сообщая о ранге и занимаемом положении своего владельца. Также оги использовались и в придворных церемониях. Впоследствии этот тип веера был усовершенствован под нужды военного сословия, пришедшего к власти, в частности деревянные спицы были заменены на железные, а рёбра веера укрепили лакировкой. Также к этому времени буси (войны) уже знали и использовали боевые веера, имевшие по всей видимости всё ту же округлую форму и бывшие крайне жёсткими. Такие веера известны под названием гумбай.

Первоначально гумбай имели при себе все командиры отрядов, но с началом периода Токугава он превратился в особую прерогативу главнокомандующих., причём такие боевые веера стали весьма утончёнными и украшались разноцветными шнурами, обозначающими ранг или клановую принадлежность владельца. Рисунками для таких вееров были созвездие Большой Медведицы, драконы, символы инь и ян, ураганы и другие, но в итоге доминирующим мотивом стала эмблема клана или семьи.

Военный веер - гумбай-утива. Конец XVIII в.


С помощью гумбай (т.е. определённого рода жестикуляции с использованием веера) военачальники отдавали приказы, также веера использовались для вызова на поединок, а в настоящее время гумбай можно встретить в руках судьи на поединках сумотори.

Однако с позиции смертоносности куда больший интерес представляет такие веера, как гунсэн и тэцусэн (тэссэн). Гунсэн носили буси в доспехах, а тэссэн носился с повседневной одеждой. Оба этих веера были удобным оружием как атаки, так и защиты и обычно имели восемь или десять спиц. Во многих рю по стране проводилось обучение технике боя с таким веером – тэссэндзюцу, приемы которого как правило большей частью повторяли программу тренировок на мечах.

Как можно было ожидать, множество легенд окружает возникновение метода боя с применением железного веера. Одна из них, например, рассказывает, как Ёшитсуне, герой многих японских легенд, победил великана Бенкея (ставшего позже его преданным последователем), отразив удары копья соперника своим железным веером, а потом, зажав древко между жесткими ребрами веера, вырвавшего копье из рук Бенкея. Секреты ведения боя веером ему, по легенде, открыло лесное божество тенгу , ранее уже обучившее его искусству владения мечом.

В литературе, посвящённой боевым искусствам, нередко описываются случаи побед, одержанных при помощи только одного лишь веера. Очень часто опытные фехтовальщики, уверенные в своих силах, использовали боевой веер, не утруждая себя фехтованием мечом. Легендарный фехтовальщик XVI века Ганрю, по преданию, вышел победителем и без единой царапины из боя с несколькими противниками и использовал при этом именно боевой веер.

Умение использовать такой веер в качестве оружия приобрело популярность и у представителей других общественных классов, которым было запрещено носить меч в силу «низкого происхождения». Тэссэном можно было фехтовать, отражать им летящие дротики и ножи или же координировать действия подчинённых, а также использовать веер любыми другими способами.

Боевой веер тессен обладал неисчислимым количеством назначений, прямо связанных с профессиональной обязанностью самурая – ведением боевых действий. Воин мог фехтовать им, вырывая меч из рук противника, зажимая лезвие между стальными ребрами веера и резко дергая на себя. Мог отражать пущенные в него ножи и отравленные дротики. Более того, веер служил важной частью обучения определенным техникам плавания, преподаваемых во многих школах боевых искусств.


Японский боевой самурайский веер ТЕССЕН - черный складной командный веер в форме gunsen-gata с 10-ю металлическими пластинами и с изображением самурайского родового герба (мона) клана Ичидзэн на обеих сторонах веера. На одной из металлических пластин - подпись мастера. Раритет! Имеет музейное значение.

Многослойная японская бумага (washi), лак, гравировка, золочение. Эпоха Эдо, конец 18 в.

На верхней металлической пластине - выбиты 5 иероглифов, Hi Ri Ho Ken Ten, которые являются акронимом видоизмененного поэтического изречения выдающегося полководца Кусуноки Масасигэ, вошедшедщего в историю как символ военного таланта и самурайского духа.
Значение иероглифов: Hi-жестокость, Ri-принцип, Ho-закон, Ken-меч, Ten-небеса.
Приблизительный смысл акронима:

Жестокость не властна над принципами.
Принципы не властны над законом.
Закон не властен над мечом.
Меч не властен над небесами.


Без сомнения искусство применения боевого веера является самым необычным и самым редким видом техники кобудо. Более мирного предмета, чем веер, трудно придумать, и все же он тоже может быть оружием. Никакой мистики в этом нет и секретной техники тоже. Просто в поединке используется не совсем обычный веер. А если быть совсем точным, то совсем необычный.

Смертоносность веера заключалась в том, что он был снабжен острыми лезвиями, которые размещались в складках и на концах веера, придавая ему ещё более режущие и ударные свойства. Быстрота и эффективность применения веера была на столько неожиданна, что жертва умирая так и не могла понять, что с ней произошло.


Ударной поверхностью веера были боковые его части, кончик рукоятки и верхушки ребер веера в открытом виде. С того момента, когда ребра веера стали делать из твердых пород дерева, его удар в висок или горло противника мог легко вызвать смертельный исход. Сегодня техники работы веером не включают в себя те элементы, которые могут вызвать потерю сознания, боль или временный паралич.
Боковые поверхности веера использовали для блокировки ударов руками и ногами. Контактными целями для веера были точки акупунктуры взятые из восточной медицины, которые вызывали широкий диапазон повреждений: от резкой боли до потери сознания, паралича или смерти.

Наиболее часто используемые точки для ударов веером - это точки выше и ниже колена. При резком тычке сюда противник падает или теряет баланс. Так же используются чувствительные точки около запястья, удар куда может позволить выбить предмет или ослабить его захват. Удар по точкам на подъеме стопы или с тыльной стороны икроножной мышцы может вызвать потерю баланса противника .

Сила манипулирования веером создается за счёт скорости маха путём действия расслабленной кисти. Движение кисти, напоминающей подметание, создают как скорость, так и ударные возможности веера. Мастера современности показывают, как они бросают наземь своих оппонентов движением веера, не повредив ни одного пера хрупкого обрамления веера. И можно только представить, что испытывает человек, который получил удар невинным на вид веером.


Сегодня искусством боевого веера по-прежнему занимаются несколько специалистов в Японии, так что древний, тяжелый гумбаи, наряду с другим специализированным оружием феодальной эры, появляется время от времени в тренировочных методиках современных дисциплин координации, таких как каратэ, айкидо и кендо.

И парочка уроков от лучшего Мастера боевого веера Jesse Tsao

[/cut]

Статус: Offline
Adlaran Дата: Вторник, 15.03.2011, 07:33:29 | Сообщение # 2
Adlaran

Мандаринность: %
А ещё есть искусство обращения с боевыми веерами.


^__^
Статус: Offline
kwon Дата: Вторник, 15.03.2011, 07:47:25 | Сообщение # 3
kwon
Мандаринность: %
Сейчас добавлю :)
Статус: Offline
Adlaran Дата: Вторник, 15.03.2011, 16:46:45 | Сообщение # 4
Adlaran

Мандаринность: %
Можно переименовывать тему в "Боевые веера и ещё какие-то там боевые искусства Японии" lol


^__^
Статус: Offline
kwon Дата: Вторник, 15.03.2011, 17:39:21 | Сообщение # 5
kwon
Мандаринность: %
:D
Статус: Offline
Форум » Аниме » Информация » Японские боевые искусства
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Дизайн:
Наверх